dailytalking.ru
Об отце Всеволоде Чаплине
«Я не побоюсь выразиться, может быть, и резко, но с моей точки зрения православного священника, высказывания отца Всеволода Чаплина оскорбляют православного христианина во сто крат больше, чем акция Pussy Riot. И это происходит систематически! Pussy Riot выскочили один раз и сгинули, а отец Всеволод Чаплин постоянно проявляется, и любое его выступление заставляет меня краснетьза нашу Русскую православную церковь».
fontanka.ru
О Марии Алехинойи Надежде Толоконниковой
«Но эти женщины (участницы Pussy Riot. &mdash БГ) — очень разные. В частности, у Марии Алехиной был опыт участия в социальной работе молодежного центра Даниловского монастыря. Значит, были какие-то религиозные стадии ее духовного развития, и,может, они не прошли бесследно. Надежда Толоконникова — это другого плана человек. То, что они сделали в храме, — совершенно неприемлемо. Я не вижу здесь никакого яркого творчества, даже направленного на эпатаж кого бы то ни было.Это выглядело просто как хулиганство и хамство. Но для меня гораздо важнее то,как реагировала наша церковь. Начиная от каких-то охранников и захожан, которые были в этом храме, и кончая тем, как реагировали люди, призванные озвучить официальную точку зрения церкви. Если элемент провокативности и был в этом действии, то он удался в том смысле, что мы не смогли по-христиански отреагировать на эту ситуацию. В условиях, когда женщины оказались в заключении, на мой взгляд, совершенно незаслуженном, мы должны были обозначить свою позицию таким образом, чтобы дать им возможность выйти на свободу,вернуться к своим детям. А самое главное — дать им почувствовать, что церковь отличается от того идеологического монстра, который возник в их сознании».
newizv.ru
О выборах в Госдуму
«Здесь и возникает ситуация, когда ты выбираешь, за когоголосовать, а из каких претендентов делать выбор, уже, к сожалению, решили затебя. Я очень опечален, что теперь у нас нет графы «против всех». Но исходя изтого, что мне не хочется, чтобы мой бюллетень был использован помимо моей воли,я пойду голосовать и буду голосовать за тех, кто вызывает у меня наименьшуюантипатию».
pravmir.ru
О научной карьере в СССР
«Для успешной защитыдиссертации советскому историку полагалось вступить в КПСС. Мой научныйруководитель прямо заявил, что без этого не обойтись. Это было для меняневыносимо.
Я отправился в Ярославскую область к архимандриту Павлу Груздеву— исповеднику, прошедшему сталинские застенки и лагеря. Он привел меня в храм,усадил и сказал: «Ко мне приезжают самые разные люди. Среди них есть икоммунисты. И это очень хорошие люди бывают, и в Бога они веруют…»«Христианину, — сказал он мне, — можно все! Вот тебе нужно в партию вступить,чтоб заниматься наукой. Что ж, ты можешь вступить в партию! Но подумай: нужноли тебе все это?»
pravmir.ru
О роли РПЦ впреодолении советского прошлого
«Я думаю, что длямногих из нас, православных христиан, было очевидно, что на пути возрожденияисторической России функцию локомотива, вытягивающего нашу страну из советскогопрошлого, будет исполнять Русская православная церковь. К сожалению, этого непроизошло. Конечно, отдельные священнослужители, отдельные церковные иерархизанимают подчас в этом отношении довольно активную позицию, но в целом, нужнопризнать, для многих церковных людей необходимость духовно, историческиадекватно высказываться по всем вопросам современной культуры, политики,общественной жизни не представляется такой уж очевидной. И для меня, как длясвященника и историка одновременно, очевидно, что, потеряв ту историческуюРоссию, которую 900 лет созидали наши предки, мы все-таки еще не потеряли, помилости Божьей, память о нашем небесном Отечестве, о котором постояннонапоминает нам наша церковь. И вот в чаянии этого небесного Отечества, вискании его, в попытках так или иначе перенести черты этого небесного Отечествав нашу повседневную обыденную жизнь, может быть, и будет заключатьсявозможность созидания страны, уже не похожей ни на императорскую Россию, ни, янадеюсь, совершенно не похожей на Советский Союз, которая появится на томпостсоветском пространстве, на котором мы все сейчас обитаем и которое до сихпор не знаем с чем идентифицировать — с исторической Россией или сСоветским Союзом. Наш государственный флаг и государственный гимн являютсяочень выразительными символами нашего двоемыслия и двоедушия».
gazetakifa.ru
О народном православии
«В 1980-е годы мыжили в иллюзии, что у нас есть православный народ, которому некуда пойти, — нетхрамов. Но вот храмы открылись, а их постоянные прихожане составляют лишь малуючасть нашего народа. Нам надо понять, что сегодня мы представляем собойобщество крещеных безбожников с большим количеством магических и языческихпредрассудков, к которым надо заново идти проповедовать Христа. А для этогосовременному священнику нужно разговаривать с людьми, в том числе синтеллигенцией, на их уровне, иметь значительный жизненный опыт, понимать языкискусства и самому быть носителем той высочайшей православной культуры, которуюмы, увы, зачастую не знаем. Тогда, возможно, нам удастся выполнить самуюбольшую заповедь — пойти и научить все народы»
kommersant.ru
Об информационной войне против церкви
«Что касается того,что средства массовой информации обрушиваются подчас на церковь — этогобояться не нужно. Нужно бояться суда Божия. А если СМИ распространяютклеветническую информацию, нужно помнить одно из евангельских блаженств:«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословитьза Меня».
bogoslov-club.org.ua
О сотрудничестве церкви и государства
«Сегодня нашей церквинужно прежде всего освободиться от советских патерналистских иллюзий по поводупомощи государственных чиновников и стать самой, как это и было изначально,активным субъектом исторического процесса. Церковь не должна служить любомугосударству на любых условиях. Она может помогать государству, если оностремится следовать парадигме христианских ценностей. Но всегда надо помнить отом, что любое государство несовершенно. Оно ущербно онтологически, так какпоявилось в результате грехопадения и было призвано просто помешать людямистребить друг друга»
kommersant.ru